02.09.2008 | Служба новостей Росфирм

В надежные руки

Через 2,5 месяца случится то, чему почти 10 лет сопротивлялось ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) - оно потеряет атомные ледоколы, которые отойдут в управление государства. «Росатом», получив этот стратегический для севера России актив, собирается форсировать программу строительства новых ледоколов. Они необходимы для освоения нефтегазовых месторождений шельфа Северного Ледовитого океана, а также для бесперебойной работы «Норильского никеля».

От дислоцированного под Мурманском ледокольного флота во многом зависит работа ряда важнейших российских экспортеров. Прежде всего, это «Норникель», который морским путем вывозит из Дудинки медь, никель, палладий и платину - стратегические товары, рынок которых очень чутко реагирует на эти поставки. На рынке давно поговаривали, что именно металлургический концерн был заинтересован в том, чтобы ледоколы, находившиеся с 1990-х годов в оперативном управлении ММП, были возвращены государству. Обсуждалось, что акционеры медно-никелевого гиганта, похоже, не были в особом восторге от взаимоотношений с морским перевозчиком, и поэтому предпочли бы общаться с ответственными за атомный флот чиновниками. Однако, для «Норникеля», если он и, правда, был в этом заинтересован (что до конца неизвестно, потому что проблемы взаимоотношений ММП и металлургов никогда не всплывали на поверхность в виде, например, претензий к условиям перевозок), пролоббировать изъятие ледоколов, видимо, оказалось непосильной задачей.

Несколько лет назад за ледоколы вплотную взялась Счетная палата РФ - она обнаружила, что доверительное управление ледоколами осуществляется неэффективно. Одной из основных претензий контрольного органа были круизы для иностранцев на атомных судах к Северному полюсу. Счетная палата решила, что ледоколы были переданы 10 лет назад незаконно, что из-за того, что ими управляет частная компания, государству в 2002-2004 годах был нанесен ущерб более 400 миллионов рублей и нужно срочно исправлять ситуацию. Однако пароходство парировало все обвинения, сумев доказать, что управления ледоколами было не только невыгодным, а наоборот - прибыльным для государства. А все круизы к полюсу совершались в полном соответствии с законодательством. ММП старательно подчеркивало, что все эти годы делало все возможное для поддержания ледокольного флота на высоком техническом уровне.

Все изменилось, когда Роснефть и Лукойл интенсифицировали свои нефтяные проекты на севере, а «Газпром» с партнерами вплотную подошел к началу освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. На очереди в ближайшие годы - крупные поставки нефти с Тимано-Печоры, а также «большой» ямальский газ. Эксплуатация этих углеводородных провинций продлится не одно десятилетие и ледокольный флот здесь необходим для стабильных поставок оборудования и материалов для сооружения ледостойкой платформы, трубопровода, завода и терминала для производства и отгрузки сжиженного природного газа. Минтранс обещает, что через 12 лет перевозки по Северному морскому пути возрастут в 30 раз - до 50 млн тонн в год. И не исключено, что именно газовики и нефтяники «надоумили» правительственных чиновников, что им гораздо проще будет общаться с госкорпорацией «Росатом», нежели с частным морским пароходством.

Правда, вместе с «Атомэнергофлотом» корпорация получит не только приносящие прибыль ледоколы, от работы которых зависит успех важнейших российских экспортеров, но и массу проблем. Важнейшие из них - это радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо, что требует тщательного соблюдения экологических требований, а также значительных затрат.

Теперь же ММП заявляет, что в полном соответствии с графиком выполнит все необходимые процедуры для возврата государству атомного ледокольного флота и судов атомно-технологического обеспечения. «Все мероприятия направлены на обеспечение своевременной передачи атомного ледокольного флота к 27 августа 2008 года, когда истечет действие договора доверительного управления, заключенного государством в лице Росимущества с ОАО «Мурманское морское пароходство», - обещает морской перевозчик. Тем временем, Росатом, получив долгожданный актив, собирается заняться заменой существующего ледокольного флота, большая часть которого скоро должна быть выведена из эксплуатации.

Глава госкорпорации Сергей Кириенко велел уже в следующем году разработать ледокол нового поколения, который сможет работать как на мелководье в устьях рек, так и в море. Построен он должен быть не позднее, чем к 2015 году - как раз тогда, когда из семи ныне действующих ледоколов в эксплуатации останутся лишь четыре, остальные выработают срок службы. А так, как строительство подобных судов занимает пять лет, то Кириенко призывает начать строительство уже в 2010 году. Правда, его прогноз чересчур оптимистичен - последний сошедший со стапелей Балтийского завода ледокол «50 лет победы» строился около 15 лет. Тем не менее, мешкать «Росатому» нельзя - эксперты в области транспорта утверждают, что именно после 2015 года, когда будет запущен Штокман и ямальские месторождения, грузопоток начнет расти в десятки раз.

«Если первое, что мы сделаем при освоении арктического шельфа - уничтожим наш ледокольный флот, это будет преступлением», - заявил Кириенко. Он отмечает, что для обеспечения всех проектов в Арктике России нужно не менее девяти ледоколов. На каждый ледокол государству предстоит потратить около 16 млрд рублей.  «А если ничего не делать, то к 2019 году у нас останется только один действующий атомный ледокол», - посетовал глава госкорпорации.

http://www.rosbaltnord.ru/