29.08.2008 | Служба новостей Росфирм
Рыбная отрасль: промедление смерти подобно!
Первые заметные признаки того, что не смолкавшие в течение постсоветского периода, разговоры о необходимости развития российской рыбной отрасли, перестают быть «просто разговорами» появились чуть меньше года назад. Тогда, по итогам состоявшегося в Астрахани расширенного заседания президиума Госсовета России, был сформулирован перечень поручений Президента В.Путина по решению первоочередных, стоящих перед отечественным рыбпромом, задач. Недавний визит в Мурманск первого вице-премьера правительства России Виктора Зубкова, с одной стороны, продемонстрировал то, что федеральная власть не намерена отказываться от своих намерений. С другой же стороны, этот визит высветил масштабы проблем, которые, для того, чтобы дело сдвинулось с «мертвой точки», необходимо решить в самое ближайшее время. В этой связи Мурманск, в стремлении сохранить свой статус «рыбной столицы», оказался в ситуации, когда промедление поистине подобно смерти. О том, каково реальное нынешнее состояние рыбной отрасли, что необходимо предпринять, и с чем на этом пути предстоит столкнуться, Мурманское информагентство попросило рассказать Дмитрия Клочкова, директора научно-производственной компании (НПК) «Морская информатика», доктора биологических наук.
- Простая логика подсказывает, - говорит Дмитрий Николаевич, - что, прежде, чем заниматься реформированием (точнее - реанимированием) такой огромной и сложной отрасли, как рыбное хозяйство, надо практически заново сформировать тот орган, на плечи которого лягут все эти заботы. Структура управления отраслью, существовавшая в советские времена, имела, кроме минусов, массу положительных сторон, а они впоследствии были почти полностью утрачены. Один из главных таких моментов - былая система подбора кадров. Нынешнее руководство рыбной промышленностью, которое вновь именуется Федеральным агентством по рыболовству (ФАР), к сожалению, остается структурой, весьма забюрократизированной - это, во-первых. А во-вторых, как ни печально, ныне в составе ФАР очень мало опытных специалистов-практиков. Если двадцать, скажем, лет назад на работу а Минрыбхоз приходили люди из регионов, прекрасно знавшие реальную обстановку на местах, и до мелочей знакомые с особенностями того или иного промыслового бассейна, то теперь, если это и происходит, то в значительно меньшей степени. В составе ФАР в основном - так называемые менеджеры общего плана. Вот характерный пример: когда в 2004 году на пост главы ФАР был назначен Станислав Ильясов, он сначала заявлял: «Я - управленец, мне нет, по большому счету, особой разницы, чем руководить!». К чести Станислава Валентиновича, он быстро понял, насколько сложная и многогранная задача стоит - и перед ним, и перед возглавляемым им ведомством. В самом деле, рыболовство включает в себя все: от океанографических и подводных исследований до систем космической связи. Причем, все это должно быть на самом современном уровне, только тогда можно ожидать какого-либо серьезного успеха. Сейчас у руля российского рыболовства стоит Андрей Крайний, отзывы профессионалов о нем в основном положительные. Но нельзя забывать, что одному человеку, каким бы энергичным он ни был, архитрудно преодолеть инертность подчиненного ему чиновничьего аппарата. По этой причине, наметившиеся положительные сдвиги и не приняли до сих пор характера устойчивой тенденции.
- Средства массовой информации сообщали об оптимизме, с которым рыбаки восприняли итоги визита в Мурманск Виктора Зубкова...
- В этом смысле я бы сказал об «осторожном оптимизме». Кое-что - однозначно хорошо, например - то, что Зубков понял необходимость мер, направленных для того, чтобы вернуть наши рыбодобывающие суда в родной порт, ликвидировать условия, из-за которых рыбакам выгоднее выгружать выловленную рыбу за кордоном. Зубков пообещал начать, и начал уже работу по обузданию «аппетитов» служб санитарного и ветеринарного контроля - дело хорошее, пора уже найти на них управу. Еще один, несомненно, положительный, момент - премьер наконец внес полную ясность: мурманский рыбный порт не уйдет в частные руки. Но то, что он не пообещал никаких государственных гарантий и дотаций, нужных для развития порта, многих заметно разочаровало. Рыбный порт в Мурманске сейчас в тяжелом положении, и, чтобы вернуть ему способность нормально работать, необходимы колоссальные материальные средства, найти которые в частном порядке, где-то «на стороне», представляется весьма и весьма затруднительным. А ведь он, порт, в соответствии с последним постановлением Правительства, должен начать работать по-полной уже вскоре! С января 2009 года вся рыба, выловленная в российской экономической зоне, должна будет поставляться на отечественный берег. При этом речь идет не только о донных ее породах - теперь, когда после долгого перерыва, будет возобновлен промысел мойвы, в Мурманск может поступить до 80 тысяч тонн этой рыбы. Как при нынешнем состоянии инфраструктуры, порт справится с таким объемом? Я лично плохо себе это представляю, «пробки», простои в работе мне кажутся неизбежными.
Но состояние порта - лишь одна из многих сторон запутанного узла проблем, с которыми Мурманску и всей рыбной отрасли предстоит столкнуться. Я упомяну еще об одном важном позитивном сдвиге - до конца этого года должно выйти правительственное постановление, согласно которому рыбодобывающие компании будут наделяться долями на вылов морских биоресурсов сроком на 10 лет. О «плюсах» такой системы уже много сказано в СМИ. Но действующий сейчас порядок распределения этих долей от совершенства очень далек. Сошлюсь на мнение бывшего первого заместителя министра рыбного хозяйства СССР Владимира Лушникова, который недавно опубликовал статью о судьбе отрасли под названием «Бьют по делу, учат не по уму». Лушников полагает, что рыбные квоты должны быть бесплатными для добывающих фирм. Я соглашусь с этим. Возможно - и не совсем бесплатными, но стоимость их должна быть символической. Нельзя забывать, что компании, реально ведущие рыбный промысел, решают, прежде всего, стратегическую задачу обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому отношение государства к таким компаниям должно быть соответствующим. В этой связи не могу не сказать о необходимости снижения налогового бремени на рыбодобытчиков. Этот вопрос уже неоднократно поднимался, писались письма в Правительство с просьбой приравнять рыбаков к сельхозпроизводителям, что дало бы ощутимый дополнительный стимул к развитию, но... воз и ныне там.
- Вы коснулись темы обеспечения продовольственной безопасности. Мне кажется, что при реформировании рыбной отрасли долгое время во главу угла ставилась отнюдь не эта задача...
- Совершенно верно! Кстати, Владимир Лушников в своей статье также говорит об этом. С точки зрения здравого смысла, главная цель, которая должна преследоваться в этом процессе - обеспечить население страны качественной рыбопродукцией по приемлемым ценам. Вместо этого основным приоритетом было получение максимальных поступлений в бюджеты - в виде тех самых налогов. Это явный просчет, исправлять последствия которого еще предстоит.
- Я обратил внимание на следующий нюанс: обеспечение продовольственной безопасности - вопрос, касающийся не столько экономики, сколько политики...
- Конечно. Скажу больше - этот вопрос напрямую связан не только с внутренней, но и - в значительной степени - с международной политикой нашего государства. Ничто так не укрепляет авторитет страны, как ее присутствие в различных регионах мира. Причем, присутствие - даже не военное, а мирное, экономическое. В свои лучшие времена Советский союз, в лице Министерства рыбного хозяйства владел имуществом практически по всему миру - береговые базы снабжения и ремонта, причалы и прочее... С распадом Союза промысел рыбы в отдаленных районах океана - в Юго-Западной и Юго-Восточной Атлантике, на аргентинском шельфе, в Тихом океане и Антарктике был прекращен. Кстати, в последние годы активизировался интерес многих стран (Япония, Китай, США, Норвегия и даже - Украина!) к запасам криля в южном полушарии, которые в свое время открыли, освоили российские специалисты и промысловики. Совершенно очевидно, что экспедиционный рыбный промысел необходимо возобновить, это задача стратегического характера. Отмечу, что она декларировалась уже неоднократно, но потом разговоры об этом как-то стихали.
А на этом пути - масса сложностей. Во-первых, по причине высоких цен на топливо, ни одна частная фирма не отправит свой флот в отдаленные районы - просто экономически не потянет. Следовательно, нужно рассматривать вопрос о создании промысловых компаний смешанного типа, со значительной долей государственного финансирования и госзаказам на готовую продукцию. Но дело упирается еще и в то, что промыслового океанического флота, как такового, в распоряжении России практически нет, суда настолько устарели, что 80 их процентов окажутся неспособными работать вдали от родных берегов, даже если они и доберутся туда. Значит, надо срочно строить суда. И не только промысловые. Современная рыбодобыча немыслима без самой серьезной научной поддержки, нужен научно-исследовательский флот, которого также не осталось! Для того, чтобы всерьез конкурировать в Мировом океане с развитыми рыбодобывающими странами, нужны научные суда, оборудованные по последнему слову инженерной мысли - спутниковыми системами, компьютерной и прочей техникой. В одном только Мурманске количество таких судов должно быть не менее пяти-семи. И вот, что в итоге: строить все это УЖЕ нужно, иначе пройдет совсем немного времени и в отдаленные районы промысла Россия вернуться уже не сможет - нас туда просто-напросто не пустят, поскольку ресурсы будут уже зарегулированы, в т.ч. за пределами 200-мильных экономических зон. Кстати, средства на строительство судов, судя по всему, у государства имеются. Но теперь встает новый резонный вопрос - где нам строить эти суда? Самостоятельно в полной мере справиться с этой задачей Россия не сможет из-за практического отсутствия современных технологий, но корпуса судов строить мы еще можем, даже норвежцы нам их заказывают. Значит, необходим комплексный подход, нужна серьезная, детально разработанная программа развития отрасли и - непременно - отраслевой науки, опять таки - под эгидой государства. Иного варианта не дано. Созрело ли наше государство до осознания необходимости коренных преобразований, готово ли оно взять на себя ответственность за их проведение - станет ясно очень скоро.